МКОУ "Гончаровская средняя общеобразовательная школа"
Курская область, Суджанский район, сл. Гончаровка, 2 пер. Гагарина 8
  • Доступная среда

    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
    УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Задачи:
    - обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
    - организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
    - сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
    - создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
    - расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;
    - совершенствование системы кадрового обеспечения.
    В общеобразовательной организации МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
    - школа реализует специальные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    - по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по адаптированным образовательным программам;
    - вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
    - в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в полном объеме образовательных программ, а так же коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает педагог-психолог, учитель-логопед, дефектолог, социальный педагог и медицинский работник;

    - для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

    Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании заключения ПМПК. При реализации специальных образовательных программ возможно использование дистанционных образовательных технологий. Обучение осуществляется по АООП НОО и АООП ООО с согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
    Согласие может быть получено в ходе специально организованного собрания обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, на котором разъясняются особенности реализации адаптированных программ разных нозологических групп.
    ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
    В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, независимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательной организации специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

    Образовательные программы разрабатываются организацией, самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартам и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ (статьи 12 и 28 Закона об образовании).
    Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru/
    Данные программы являются основой для разработки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые приступили к обучению в 1 классе массовой школы с 1 сентября 2016 года.
    Переход на обучение в соответствии с требованиями ФГОС ООО при наличии согласия обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможен на любом году обучения, как для обучающихся впервые поступающих на обучение на уровне основного общего образования в 2021/2022 учебном году, так и обучающихся зачисленных на обучение ранее.
    Срок получения начального общего образования обучающихся с ОВЗ при обучении по АООП НОО может быть увеличен на один год и составлять не более пяти лет, основного общего образования обучающихся с ОВЗ при обучении по АООП ООО может быть увеличен на один год и составлять не более шести лет.
    При реализации адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены следующие изменения:
    - для глухих и слабослышащих обучающихся исключение из обязательных учебных предметов учебного предмета "Музыка";

    - для глухих и слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи включение в предметную область "Русский язык и литература" обязательного учебного предмета "Развитие речи", предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей;
    - для глухих, слабослышащих обучающихся, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата изменение сроков и продолжительности изучения иностранного языка;
    - для всех обучающихся с ОВЗ исключение учебного предмета "Физическая культура" и включение учебного предмета "Адаптивная физическая культура", предметные результаты по которому определяются образовательной организацией самостоятельно с учетом состояния здоровья обучающихся с ОВЗ, их особых образовательных потребностей.
    Изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации для образовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, осуществляется при наличии возможностей и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
    Изучение второго иностранного языка осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в образовательной организации необходимых условий;
    В адаптированные программы в план внеурочной деятельности включаются индивидуальные и групповые коррекционные учебные курсы в соответствии с программой коррекционной работы.

    В соответствии с планом реализации приоритетного национального проекта РФ «Образование» и регионального проекта по организации инклюзивного обучения детей-инвалидов, а так же для эффективного включения детей-инвалидов в процесс инклюзивного обучения учителя проходят курсы повышения квалификации по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов.

    СЛУЖБЫ ГОРОДА КУРСКА, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

    № п/п Наименование организации, учреждения Адрес, контактные телефоны Оказываемые услуги:
    1. МКОУ «Центр диагностики и консультирования «Гармония» г.Курск ул. Институтская, 48 т. 53-65-15 Образовательные услуги, консультативная и информационная помощь детям, семье и педагогическим работникам города
    2. Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» ежедневно круглосуточно, бесплатно и анонимно 58-52-00 8-800-2000-122 Помощь и поддержка в трудной жизненной ситуации, а также кризисной ситуации
    3. ОБОУ «Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения» г.Курск ул. Кирова, 7 т. 51-14-75 Психолого-медико-педагогическое обследование детей и подростков, консультативная помощь
    4. Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия г.Курска г.Курск Ул. Почтовая д.18а т. 51-25-34 Психолого-медико-педагогическое обследование детей
    Кабинет социально-педагогической помощи г. Курск Ул. Гагарина, 4 Т. 37-49-34 Социально-педагогическая помощь детям и подросткам, осуществление защиты интересов детей и подростков
    6. Кабинет социально-педагогической помощи г. Курск Ул. Каширцева, 5 Т. 25-07-50 Социально-педагогическая помощь детям и подросткам, осуществление защиты интересов детей и подростков
    7. Кафедра психологии ГОУ ВПО «Курский государственный университет» т. 56-80-64 т. 56-61-38 Консультативная помощь

    8. Психологический центр Черноземья г.Курск ул. Добролюбова 15 А, 4 этаж т. 8-920-728-71-11 Психолог, дефектолог, коррекционные занятия(платно)

    9. Детский центр психического здоровья Ул. Овечкина, 21 А Консультация психиатра, невропатолога
    10. Психологический центр «Психея» Г. Курск Ул. Гайдара д.11 Т. 52-82-61 8-903-872-95-31 Услуги психолога
    11. Психологический центр «Доверие» Г. Курск ул. Орловская д.1 Психологическая помощь
    12 Телефон доверия ГУ МЧС России по Курской области Служба спасения 51-00-22 112 Экстренная помощь
    13. ОКУ «Курский центр для несовершеннолетних» г. Курск Ул. Краснознаменная 20 т. 6-10-80, 6-77-32 Оказание помощи семье в кризисной ситуации, реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
    14. ОКУ «Центр дифференцированного, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья «Ступени» г.Курск Ул.Семеновская д.78 Образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья
    15 ОБОУ «Курский областной центр диагностики и консультирования
    «Новые технологии» г.Курск ул.Дзержинского, 90-А Психолого-педагогическая и медико-социальная консультативная и методическая помощь детям-инвалидам и их
    родителям.
    16. Телефон доверия Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Курской области круглосуточно анонимно т. 56-11-00 Экстренная помощь семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

    КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ И ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГАРАНТИРОВАНО ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
    Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
    В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
    РЕБЕНОК ЧАСТО БОЛЕЕТ, РЕГУЛЯРНО ПОСЕЩАТЬ ШКОЛУ НЕ МОЖЕТ. КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНЫ В ЗАКОНЕ?
    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает две ситуации: семейное образование и обучение на дому. В соответствии с ч. 2 ст. 63 данного Федерального закона общее образование может быть получено в форме семейного образования. Согласно же ч. 3 ст. 17 рассматриваемого Федерального закона обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НА ПОВТОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ПРИЧИНЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?
    Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
    ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО РОДИТЕЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА ИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ В ОБЫЧНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ШКОЛУ?
    Обучающиеся имеют право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (п. 15 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ).
    Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения и

    рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
    Однако при таком переводе надо учитывать необходимость создания условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц (п. 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ).
    Представляется, что такие условия отсутствуют в рядовой общеобразовательной организации, не реализующей адаптированные образовательные программы для данной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, надо иметь в виду, что реализация инклюзивного образования не должна нарушать права других обучающихся на получение общего образования. В связи с этим, представляется, что исходя из интересов ребенка перевод из отдельной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, в рядовую общеобразовательную организацию возможен при условии создания в ней специальных условий для получения образования согласно особенностям организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (часть III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
    - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).

    РЕБЕНОК-ПЕРВОКЛАССНИК ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОСВАИВАЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОБСЛЕДОВАТЬ РЕБЕНКА НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
    Если проблема с обучением ребенка возникает действительно из-за позиции семьи, то образовательная организация обязана сообщить о сложившейся ситуации в органы, осуществляющие защиту прав детей (комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства). Родители (законные представители) несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования (ст. 63 Семейного кодекса РФ, п. 1 ч. 4 ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ). Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 Семейного кодекса РФ).
    Действующим законодательством предусмотрена семейно-правовая, административная и даже уголовная ответственность родителей в случае ущемления прав и законных интересов детей. Право на образование в Российской Федерации является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан, само же образование рассматривается законом, прежде всего, как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ).
    Поэтому ненадлежащее поведение родителей, обязанных заботиться об обеспечении прав ребенка в области образования можно приравнять к отказу от попечения. В таком случае на должностных лиц образовательных организаций, которым стало известно о данной ситуации, возлагается обязанность сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (п. 1 ст. 122 Семейного кодекса РФ). В содержании обращения в уполномоченные органы целесообразно дать развернутую характеристику сложившейся ситуации с ребенком, представить психолого-педагогический анализ, описать поведение родителей, меры, предпринятые образовательной организацией. Органы по защите прав детей, являясь органами власти, обязаны рассмотреть обращение по существу и дать образовательной организации ответ в течение месяца.

    ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie